В отличие от карбюраторных двигателей, моторы, оборудованные турбиной, работают в более напряженных условиях. Выхлопные газы, проходящие через систему турбонаддува, нагревают подшипники, рабочие детали и узлы до сверхвысоких температур. Все элементы турбонаддува смазываются моторным маслом, поступающим из общей системы смазки. Под воздействием экстремальных условий обычная смазка закипает и стремительно утрачивает полезные свойства.
Особенности моторных масел для турбированных ДВС
Современный авторынок насыщен специальными моторными маслами для бензиновых двигателей, оборудованных турбокомпрессором. В руководстве по эксплуатации каждого транспортного средства содержится подробная инструкция по выбору наиболее подходящих марок горюче-смазочных материалов. Исходя из требований производителей, для двигателей с турбонаддувом совершенно не подходят смазки, применяемые в атмосферниках.
Важно!: в турбомотор нужно заливать моторное масло, рекомендованное производителем.
В состав смазочного материала входят определенные компоненты:
- Основа (минеральная, полусинтетическая, синтетическая).
- Присадки, определяющие свойства и характеристики рабочего вещества.
Моторные масла Mineral, изготовленные на минеральной основе, синтезированы из нефтепродуктов. Полусинтетические Semi-Synthetic основы состоят из синтетических и минеральных компонентов. Синтетические смазочные материалы Fully Synthetic производятся из различных химических элементов. Смазки, созданные на основе синтетики, обладают наилучшими техническими характеристиками в сравнении с вышеупомянутыми аналогами.
Требования к маслам турбодвигателей
Как правило, в мануале конкретного автомобиля имеется список рекомендованных марок ГСМ. В турбомоторах чаще всего используется именно синтетика. Требования к смазочным материалам, используемым в турбированных силовых агрегатах, существенно отличаются от масел для атмосферных аналогов:
- соответствие вязкости SAE и другим международным стандартам;
- необходимость постоянного контроля уровня масла в двигателе.
По системе SAE выбираются вязкостные характеристики смазки, находящиеся в прямой зависимости от температуры окружающей среды. В маркировке продукта приняты обозначения, по которым определяется, для каких условий подходит данное масло.
В обозначении моторной смазки по первой цифре рассчитывается минимально-допустимая температура (зимний показатель). По числу, стоящему в конце маркировки, выбирается максимальное ее значение (летний).
Например, для 5W30 допускается работа авто на морозе до минус 30 градусов (5 – 35 = - 30°С), а жара соответственно +30°С (по последней цифре). Нужная марка материала выбирается, исходя из климатических условий данного региона. К примеру, для работы турбомотора в южных широтах используются масла 15W, 20W, а в северных районах 0W, 5W соответственно.
Рекомендации по эксплуатации машин с турбодвигателем
Двигатели, оборудованные турбиной, нуждаются в особых условиях ежедневной эксплуатации. Водителю необходимо ознакомиться с основными правилами:
- Перед каждой поездкой требуется обязательный прогрев турбомотора в режиме холостого хода независимо от времени года.
- После прогрева рекомендуется начинать движение плавно, без рывков, пока турбодвигатель выходит на рабочие параметры температурного режима.
- В конце поездки не следует резко глушить мотор, система турбонаддува должна постепенно снизить температуру на холостом ходу. Это необходимо, чтобы не допустить коксования остатков смазки в раскаленной турбине.
Важно: замену смазочного материала, масляного и воздушного фильтров в турбодвигателях необходимо проводить не реже чем через 5 – 6 тыс. км пробега.