Дизель по своему принципу организации горения экономичней бензомотора с искровым зажиганием, но при этом сложнее, дороже и массивней. И хотя в своём классическом исполнении это чрезвычайно надёжный и прочный агрегат, последние тенденции в применении на легковом транспорте практически уравняли его по сроку службы с бензиновыми. Результатом стала необходимость уделять ему ничуть не меньше внимания при повышенной сложности обслуживания.
Когда возникают поводы к вмешательству в штатную эксплуатацию и что потребуется выполнить
Имеется вполне определённый ряд признаков неполадок в работе дизельных агрегатов, заставляющих провести их полную или частичную проверку. Примерно тоже стоит проделывать и с профилактическими целями, а также при покупке подержанной машины. Используются традиционные методики оценки и более современные средства компьютерного оборудования. Могут потребоваться и специальные стенды для контроля топливной аппаратуры. Отдельного внимания заслуживают элементы турбонаддува, без которых сейчас такие ДВС не производятся.
Как проверить двигатель и принять решение на ремонт
Полностью оценить дизельный ДВС возможно только в условиях специализированного СТО, располагающего инструментальными средствами контроля. Но многое можно выяснить и самостоятельно, по внешним проявлениям или простейшим тестам, доступным каждому.
Признаки наличия неисправности
Внешние проявления могут говорить либо о мелких проблемах, либо о необходимости квалифицированного вмешательства. Однако первое случается достаточно редко, как правило, столь надёжные механизмы не требуют незначительных ремонтов, всё решается при плановых ТО. Поэтому диагностика, кроме случаев, связанных с выбором автомобиля, нужна при достаточно серьёзных проявлениях:
- появление чёрного, синеватого или белого дыма на выхлопе;
- трудности с запуском при низких или высоких оборотах;
- снижение тяги на рабочих режимах;
- увеличение расхода дизтоплива;
- перебои и «троение» на холостом ходу;
- стуки и жёсткий характер работы;
- расход масла, выделение его через уплотнения или наоборот, увеличение уровня в картере.
Возможны и другие проявления, иногда сразу позволяющие определить конкретную поломку. Но чаще потребуются дополнительные проверки.
Порядок проверки
Всё начинается с визуального контроля. Как раз на этом этапе можно заметить то, что не было выполнено при очередном обслуживании. Исследуется:
- Уровень и состояние рабочих жидкостей;
- Износ приводных ремней;
- Надёжность запуска;
- Цвет выхлопных газов;
- Наличие посторонних звуков;
- Следы масляных потёков;
- Целостность проводки, шлангов и патрубков.
При контрольной поездке проводится оценка динамических качеств автомобиля и посторонних звуков под нагрузкой.
После выявления конкретных подозрений проводится инструментальная проверка. Современный дизель достаточно легко оценить при помощи диагностического сканера на основе компьютера. Программное обеспечение позволяет определить даже такие традиционно измеряемые вручную параметры как компрессия по цилиндрам или забитость сажевого фильтра. При этом снижается риск повреждения демонтируемых для замеров деталей.
- Проверяются свечи накаливания, именно они влияют на уверенный холодный запуск.
- Измеряется компрессия по цилиндрам.
- Проверяется давление в топливной рампе и адекватность его реакций на режимы мотора.
- Считываются текущие и старые коды ошибок ЭБУ.
- Оцениваются параметры цикловой коррекции впрыска по цилиндрам.
- Проверяется текущее состояние сажевого фильтра и клапана EGR.
- По отдельной методике проверяется состояние турбонаддува, турбина – достаточно сложное устройство со своим порядком контроля и неисправностями.
Особое внимание уделяется форсункам, как самому нагруженному узлу топливной системы, тем более в случае её исполнения по схеме «Common Rail».
Стендовая проверка форсунок
В простейшем случае можно грубо оценить состояние инжекторов при помощи подсоединения колб медицинских шприцов к обратным магистралям для визуализации перелива в обратку на холостом ходу. Но более полную картину даст форсуночный стенд.
При работе на стенде оцениваются все характеристики распылителей, поскольку мотор критичен к каждой из них:
- удержание рабочего давления без протечек;
- форма факела распыла;
- оценка быстродействия клапанов;
- износы, грязь и пропускная способность.
Прочие типы форсунок также лучше проверять в стендовых условиях, хотя грубая их диагностика вполне возможна и по методу последовательного отключения с наблюдением реакции двигателя.
Системность подхода к эксплуатации
Если принять во внимание, что экономичность является единственным достоинством дизельного мотора, то важно обеспечить его бесперебойную работу до полного исчерпания ресурса. Достичь такого результата можно только проводя строго периодическую диагностику с привязкой к календарным срокам или пробегу. Автомобили на тяжёлом топливе не прощают пренебрежения первыми признаками неполадок и вся экономия сойдёт на нет, затраты на ремонт перекроют эффект от снижения расхода топлива.