Цена турбины
Владельцы автомобилей с турбированными движками, заметив неполадки в их работе (снизилась тяга, более шумно работает, перегревается, «поглощает» топливо и масло в увеличенных количествах, выделяет выхлопные газы черного или синего цвета), обращаются за консультацией к мастерам СТО или опытным водителям и нередко слышат совет – «турбина дуть не хочет», требуется замена. Глубоко не вникая, что это за агрегат, начинают его поиски. И тут их озадачивает стоимость турбины: у одних продавцов она кажется слишком высокой, у других – чересчур низкой. Так сколько турбина стоит?
Что такое турбина?
Начнем с главного, термин «турбина» – сленговое понятие. Вообще-то агрегат называется турбокомпрессором. А технически «грамотно» – турбонагнетателем (англ. – turbocharger), т.е. агрегатом, нагнетающим воздух под давлением. Он нагнетается именно компрессором, а турбина лишь вращает его, т.е. является приводом. Значит, она не «дует», а «крутит»!
Сколько стоит турбокомпрессор?
Начав поиски агрегата (турбины, как его массово называют), автовладелец обращается вначале в дилерский центр (сервис), реализующий (обслуживающий) автомобили его марки. И действительно находит «оригинальную», как уверяют его сотрудники, нужную турбину. Но стоимость ее оказывается слишком высокой. Тогда он идет на рынок автозапчастей, где обнаруживает практически такую же турбину, но гораздо дешевле!
В голове неискушенного покупателя проносится мысль – не оригинальная, китайского производства. Ведь недавно представитель автодилера заверял, что лишь у них продаются оригинальные запчасти. Попробуем разобраться.
Кто производит турбокомпрессоры?
Давайте отметим, что оригинальных турбин для «мерседесов», «фольксвагенов», «фордов» и других иномарок попросту нет. Производители их не выпускают. Лишь Mitsubishi и Toyota изготавливают собственные турбокомпрессоры, но и они оснащают ими далеко не все свои автомобили. На подавляющее большинство заводов мировых брендов автомобилестроения турбины поставляют две транснациональные компании:
- Honeywell Turbo Technologies – турбокомпрессоры ТМ Garrett;
- BorgWarner Turbo Systems – турбокомпрессоры ТМ KKK (3К) для легковых авто и Schwitzer для иных;
Две компании, представляющие Японию:
- Mitsubishi Heavy Industries (MHI) с подразделением в Европе – Mitsubishi Equipment Europe;
- Одно из отделений концерна Ishikawajima Heavy Industries (IHI) (аэрокосмическое направление);
И производитель турбин ТМ Holset (коммерческие авто) Cummins Turbo Technologies, недавно вошедший под этим названием в международную корпорацию Cummins Inc., впускающую дизельные двигатели.
Как турбины попадают на рынок автозапчастей?
(Схема взаимоотношений производителей турбин и автозаводов)
Договор между производителем турбин и автозаводами обычно предусматривает эксклюзивное право последних на поставку первым в течение двух-трех лет специально разработанной им турбины для конкретного двигателя. В течение этого периода такая турбина может продаваться исключительно дилерами автозаводов. Когда же срок договора истекает, производитель турбин уже может свободно реализовывать их на рынке.
Причем они абсолютно ничем не отличаются от тех турбин, которые поставлялись и продолжают поставляться им на автозаводы. На них лишь стоят теперь заводские номера и упаковываются они заводом-изготовителем. Маркировать эту продукцию логотипами и фирменными автомобильными эмблемами, являющимися собственностью автозаводов, они не могут. Если же предназначенные для автозаводов оригинальные изделия поступают в aftermarket запчастей, с них эти знаки удаляют. И делают это неаккуратно либо просто заклеивают иной маркировкой. Отсюда и неуверенность покупателей, что турбина оригинальная.
Т.е., оригинальную турбину можно приобрести как в дилерской сети авто производителя (с его эмблемой и ОЕ-номером), так и в дистрибьюторской сети производителя самой турбины. Только в первом случае она будет в 2-3 раза дороже. Многие же покупатели просто не знают о возможности приобретения той же оригинальной турбины, но без эмблемы производителя авто, по второму варианту. И к автодилерам, убеждающим, что лишь у них все самое оригинальное, следует относиться с определенной долей скептицизма. Не забывать об их коммерческой хватке!
В заключение заметим: не стоит искать на рынке оригинальные турбины, которые якобы специально созданы для конкретных марок автомобилей – их попросту нет! Как, впрочем, и генераторов, оптики и т.д. А есть оригинальные турбокомпрессоры Garrett, ККК, Schwitzer, MHI, Holset, генераторы Bosch, оптика Hella и др. агрегаты и устройства, которые используют авто производители.