При разработке новой модели автомобиля конструкторы исходят из того, что ресурс его турбокомпрессора (турбины) должен соответствовать аналогичному показателю двигателя. В реальности же автомобили ездят далеко не в идеальных условиях. И потому турбокомпрессор нередко подвергается различным негативным воздействиям. Да и уход за ним зачастую недостаточен. В результате турбина выходит из строя и в большинстве случаев требует замены. Заменить турбину не сложно. Но, если при этом допустить ошибки, то возможно и новая турбина работать будет недолго. Поэтому опытные мастера рекомендуют:
Прежде, чем приступить к замене турбины
Анализ показывает:
- турбина может выйти из строя по причине собственной неисправности;
- вероятность того, что вторая, замененная турбина откажет из-за того, что неисправна, минимальна;
- если же и третья не работает, то уже точно неисправна не она.
Поэтому, чтобы и с новой турбиной не возникало проблем, следует вначале выяснить причину выхода из строя турбокомпрессора и устранить ее.
При замене турбины необходимо обеспечить абсолютную чистоту работы. Ведь компрессорные и турбинные колеса вращаются с огромной скоростью и потому их повреждение возможно в результате попадания совсем уж малых частиц. Во избежание этого надо предварительно заменить воздушный фильтр и хорошо очистить всю впускную и выпускную системы.
Позаботиться о стабильном смазывании трущихся деталей
Для работы подшипников ротора требуется, чтобы они постоянно смазывались. Ведь начало вращения ротора турбокомпрессора совпадает с запуском движка и уже на его холостых оборотах может достигать 30 тыс. об./мин. Вот почему необходимо исключить сухое трение в момент пуска новой турбины.
Это можно сделать, добавив масло в небольшом количестве в корпус с подшипниками, с последующей продувкой его с помощью специального пистолета сжатым воздухом. Затем, когда турбина уже будет установлена, надо еще до подключения ее к магистральному маслопроводу долить в корпус еще немного масла. Это можно сделать и специальными шприцами со смазкой, которыми комплектуются турбокомпрессоры отдельных производителей.
Подача масла, смазывающего и охлаждающего компрессор, осуществляется через специальные (подающую и сливную) трубки от масляного насоса двигателя, а затем оно самотеком поступает в поддон картера. Важно проверить целостность этих трубок, правильность их укладки и отсутствие внутри отложений. При необходимости произвести их замену.
Если масло из турбокомпрессора сливается недостаточно быстро, внутри него будет создаваться избыточное давление. А это чревато его просачиванием сквозь уплотнители колес турбины или компрессора. Специалисты называют это: «турбина течет», «турбина пьет масло» и т.д. При значительном повышении этого избыточного давления, турбина довольно скоро «выпьет» из системы смазки немалую порцию масла. А это уже прямая угроза работоспособности двигателя.
Монтируем турбокомпрессор надежно, но без герметиков
При монтаже турбокомпрессора следует особое внимание уделить надежному уплотнению (герметизации) всех его соединений. Возможно, для этого потребуется замена старых деформированных прокладок и крепежа. А вот использовать с этой целью какие-либо герметики строжайше запрещено!
Меняем турбину – меняем масло
Одновременно с монтажом нового турбокомпрессора следует выполнить очистку поддона двигателя. А по его завершению – подсоединения всех патрубков, через которые подается антифриз, воздух и масло. Затем в обязательном порядке залить свежее масло и произвести замену соответствующего фильтра. А также прокачать систему охлаждения (если она в турбине предусмотрена).
Внимание! Пока масло не заменено, двигатель ни в коем случае нельзя запускать! Чтобы это не произошло случайно, необходимо об этом позаботиться заранее.
После его замены рекомендуется, используя стартер, проворачивать двигатель пока в системе смазки не поднимется давление. Запустив после этого движок и, выдержав его немного на холостом ходу, перед нажатием на педаль газа, приоткрыть дроссельную заслонку, чтобы увеличить подачу масла.
После такого пробного запуска дополнительно проверить затяжку всех крепежей и герметичность соединений. Аналогичную операцию рекомендуется провести повторно после пробега автомобилем порядка 1000 км или 20 часов работы двигателя.
Условия хорошей работы турбины
Сама турбина в специальном обслуживании не нуждается. Однако ее работа напрямую зависит от стабильной работы двигателя. А значит от того, как строго выполняется регламент его ТО, предусмотренный производителем. А именно соблюдение интервалов:
- проверок давления масла;
- его замены;
- обслуживания (при необходимости замены) масляного и воздушного фильтров.