Турбина гонит масло. Почему так происходит?
Немного об особенностях конструкции турбокомпрессора. Герметизация подшипников в корпусе осуществляется посредством бесконтактных уплотнений лабиринтного типа. Что собой представляет лабиринт? Зазор между кольцом прямоугольного сечения и канавками на валу. Упругое кольцо на подшипнике позволяет осуществление надёжной фиксации, создание в так называемом лабиринте зон, внутри которых давление выше атмосферного. Поэтому газы и жидкости не вырываются наружу.
Можно ли обойтись без герметизации турбины, или эта мера имеет особую важность?
Главная задача уплотнения – изолирование пустот камеры от газов, под воздействием которых вращается турбинное колесо. При условии исправности мотора значение давления внутри корпуса близко к атмосферному. Для соединения с картером предусмотрена трубка, предназначенная для слива масла. Из-за избыточного давления внутри агрегата отработавшие газы неизбежно становятся серьёзной проблемой для двигателя. Подобное развитие событий исключается благодаря уплотнению. На качество последнего влияет износ канавки, кольца.
Следствием плохого уплотнения являются:
- увеличение подвижности ротора;
- выработка подшипников.
Признаки неисправностей вентиляционной системы картера
Обязательно следует обратить внимание на компрессорную сторону. Речь об относительно незначительном давлении наддува. При таком режиме двигатель работает на пониженных оборотах. В данном случае под крыльчаткой создаётся разряженная среда, давление постепенно увеличивается. Воздух в картер не поступает. Однако стоит напомнить: масло обычно выносится со стороны компрессора.
Признак неисправной системы вентиляции картера – черная сажа на крыльчатке компрессора
Защитные мероприятия определяются размещенными на валу шайбами ли буртиками, экранами различной формы, двойными лабиринтами.
Между тем выше перечисленное зачастую не приносит желаемого результата: уплотнения не могут оставаться абсолютно герметичными. Газы находят путь для выхода. Не следует рассчитывать, что при эксплуатации турбодвигателя не будут замасливаться патрубки. Интенсивность данного процесса зависит от следующих факторов:
- Конструктивные особенности силовой установки, её техническое состояние.
- Используемые компоненты.
- Соблюдение правил эксплуатации.
- Своевременность проводимых сервисных мероприятий.
Важно! Расход масла, дополнительные требования относительно используемых компонентов указываются в инструкции. Проницаемость уплотнений напрямую зависит от перепадов давления.
Фильтр системы вентиляции не менялся с момента его установки на заводе
В режиме холостого хода пары выходят через компрессорную сторону. Причина – недостаточное давление наддува. Под компрессорным колесом образуется зона наибольшего разряжения. Исходя из технологических особенностей, желательно не допускать длительной работы турбодвигателя в режиме холостого хода. Лимит времени примерно полчаса. Пренебрежение этим правилом влечёт:
- повышение разрежения;
- вынос масляного тумана.
Ситуацию усугубляет масляный фильтр, находящийся в ненадлежащем состоянии. Тем не мене описанные явления нельзя отнести к признакам течи турбины. Если маслу по сливной трубке обеспечен беспрепятственный возврат в картер, то всё в полном порядке. Опасения должна вызывать его нарушенная циркуляция.
Основные факторы, определяющие затруднение слива масла: увеличилось противоположное давление картерных газов; сечение сливной магистрали стало значительно меньше. Как правило, это возникает вследствие: закупоренной (пережатой трубки); смещённой прокладки.
Еще бы она не потекла – «монтажники» присоединили трубку для слива масла, забыв удалить пластиковую технологическую заглушку!
Газы могут выходить под более высоким давлением из-за износа центральной поршневой группы, плохо функционирующего маслоотделителя, фильтра, неработоспособного клапана. Иной раз величина противодавления превышает все заявленные параметры. Недопущению этого способствуют соблюдение инструкции от производителя турбины, в которой указаны:
- требования к двигателю автомобиля;
- на какое сопротивление рассчитан воздушный фильтр.
Заключение
Из сказанного следует непреложная истина: турбина с неизношенными до критического уровня уплотнениями (тем более, турбина новая) сама по себе не потечет. Если она все же течет, на то есть внешняя причина, которую надо установить и устранить:
- несоблюдение правил эксплуатации;
- неправильная установка;
- проблема с другими узлами и агрегатами автомобиля;
- несвоевременное прохождение сервисного обслуживания.
От клиентов нередко приходится слышать такое: «Поменял турбину, а она как текла, так и течет!» или: «Поставил, а она не дует!». Хорошо, если клиент понимающий и ему можно растолковать, что кроме турбины есть множество второстепенных причин попадания масла в камеру сгорания. Что отсутствие давления наддува может быть следствием обычной «дыры» в напорной части впуска или неисправности системы внешнего регулирования. Что, принимая решение о замене турбины, желательно понимать.
Никакая новая турбина не излечивает застарелые болячки двигателя. В противном случае велика вероятность получить неприятный результат: вал – пополам, турбина – вдребезги.