Проверка турбины и ремонт турбокомпрессора
Если в ходе эксплуатации автомобиля появились непривычные симптомы в виде посторонних звуков, черного дыма, снижения мощности, увеличения расхода смазочных материалов и пр., необходимо срочно провести диагностику в специализированном СТО. Возможно будет поставлен диагноз – ремонт или замена турбины. В нашей статье будет рассмотрено, в чем заключается диагностика турбины, методы ее проведения.
Процесс диагностики проходит в два этапа:
- Первым делом турбокомпрессор проверяется непосредственно на двигателе.
- Затем проводятся испытания на стенде.
Особенности диагностики турбины на двигателе авто
Чтобы качественно осмотреть турбину понадобится провести ряд сложных действий по демонтажу следующих деталей:
- патрубков;
- некоторых элементов выхлопной системы;
- выпускного коллектора.
На этапе визуального осмотра:
- Исключаются механические повреждения турбокомпрессора, колеса, крыльчатки, случаи утечек моторного масла.
- При осмотре также проверяются осевые и радиальные (в горизонтальной плоскости) люфты турбины. Если незначительный осевой люфт допустим и в новых механизмах, то горизонтальные смещения не должны происходить вовсе.
- Проверяется, как работает клапан вестгейта, перемещается ли шток актуатора турбины. Недопустимы такие дефекты клапана, как коксование, пригорание, залипание, зависание в открытом состоянии и пр.
- Если турбина оснащена изменяемой геометрией, анализируется плавность хода рычага со штоком. При тугом ходе рычага турбина разбирается. Это необходимо для определения причин нарушения плавности хода:
- закоксовка геометрии, ее лепестков;
- попадание инородных тел (элементов разрушения мотора, обломков клапанов и пр.), что может привести к деформации лепестков.
Если в результате поверхностного осмотра серьезные нарушения не обнаружены, турбину демонтируют и устанавливают на специальный стенд для последующего диагностирования.
Описание типичного случая из практики наших мастеров
У клиента возникли жалобы на то, что пропала тяга дизельного двигателя. В результате электронной диагностики в одном из СТО было установлено, что причина снижения данного показателя в неисправной турбине. Хозяину было предложено заменить ее на новый дорогостоящий механизм. По инициативе владельца авто начались всевозможные осмотры специалистами разного уровня. Визуальные проверки ничего не давали: в турбине не оказалось протечек, люфты отсутствовали, видимых серьезных проблем обнаружено не было.
Когда клиент обратился в нашу фирму, мы предложили демонтировать турбокомпрессор с автомобиля и доставить его в мастерскую для проведения диагностики. В центре «Турборотор» проверка производилась по стандартной методике:
- Визуальный осмотр по всем правилам.
- Проверка точных размеров в сравнении с новым турбокомпрессором.
- Стендовые испытания под давлением на максимальных оборотах на предмет утечек масла, качества работы изменяемой геометрии, актуатора и пр.
- Проверка качества балансировки.
Затем турбину разобрали, чтобы убедиться в отсутствии масляных протечек, произвести необходимые замеры. Отклонений обнаружено не было. Попробовали поставить турбину на дизельный двигатель, но машина так и не поехала. Пришлось снова возвращать турбину в мастерскую и искать причины теперь уже более углубленно.
Результат повторной диагностики
Теперь было выявлено две проблемы:
- Первая заключалась в том, что в результате компьютерной диагностики не всегда обнаруживается поломка турбины. Часто об этом свидетельствует код ошибки: недостаточный или увеличенный турбонаддув. В нашем случае была показана ошибка: недостаточный вакуум. При норме 0,6 бар, у нас оказалось 0,3. По допускам в вакуумном актуаторе шток должен открывать геометрию на просвет в 0,2 – 0,3 мм – это расстояние между точками открытия/закрытия. Здесь этого обеспечено не было.
- Вторая причина оказалась недоступной для компьютерной диагностики. При недостаточном вакууме часто отказывает электромагнитный клапан управления турбиной. При выходе из строя датчика управления турбиной создается общее впечатление, что турбина рабочая. Чтобы проверить качество работы данного датчика, приходится заменять его на новый экземпляр. На сегодняшний день это единственная методика по проверке данного клапана. Устройство не подлежит восстановлению, его корпус полностью залит пластмассовым составом, до внутреннего содержания добраться невозможно.
Как только были заменены вакуумный насос и датчик управления, автомобиль заработал в прежнем режиме.
Вывод: Если возникли подозрения по поводу работы турбины, необходимо обратиться к квалифицированным специалистам по проведению диагностики системы турбонаддува. Иначе вам придется приобретать новую турбину по высокой цене.
Несколько рекомендаций от ТурбоРотор:
- Делайте диагностику турбины только у квалифицированного, опытного мастера, который занимается сугубо турбинами.
- Перед сняием турбины с авто, проверте работоспособность двигателя, топливной и электронной системы.
- Проверьте катализатор.
- Только в случае видимых проблем диагностики, производите снятие турбокомпрессора.
- Производите диагностику и ремонт турбины только в специализированном турбо сервисе по ремонту, с новыми запчастями и гарантией.